Статья, не прошедшая цензуру журнала Русский дом

 

 

Слово в защиту Авраама, Исаака и Иакова…

«Ишь, какая нашлась, защитница! Да Авраам со своими детьми почивает в селениях праведных - у Бога - и твоей защите не нуждается, - подумает каждый православный христианин, прочитав заголовок нашей статьи.

  Author's foto

И будет прав. Конечно, Авраам и Исаак, и Иаков - это Святые Патриархи, наши праотцы, которым мы должны молиться в нуждах и скорбях, чтобы по их молитвам к Богу - а Бог слышит их лучше, чем нас, они неизмеримо ближе к Нему - мы могли избавиться от одолевающих нас неприятностей. Скорее уж они нас защитят, чем мы - их.

И все же, я - многогрешная раба Божия, дерзну поделиться своими размышлениями относительно моей «защиты Авраама, Исаака и Иакова» от некоторых наших одержимостей и безумий, которые прочно засели в голове современного русского православного (или как-бы-православного) человека.

На эту тему меня натолкнула статья замечательного человека В.Н.Тростникова «Наш Бог - Троица» в моем любимом журнале «Русский Дом». Да простит мне автор этой статьи все мои возражения и несогласия с ним.

Снова «три источника и три составные части»?..

В этой статье с удивлением обнаруживаешь абсолютно новую мысль, что якобы в подготовку к осознанию Божественного откровения о Боге как о Троице внесли свой вклад (цитирую) «три великих народа древности - израильтяне, греки и римляне. Не будем обсуждать, чем вклад весомей…», - пишет далее автор.

Вот так! «Не будем обсуждать…» - потому что вдруг выяснится, что вклад античных греков с их многочисленными философскими построениями и теориями много больше, чем вклад Богоизбранного народа! Ну что эти израильтяне такого сделали, - так и читается в подтексте статьи, - подумаешь, просто записывали Божественные откровения. Никакого творчества! А вот древние греки сами (с усами!) размышляли, да еще как не просто!

Цитирую автора: «… эллинские мудрецы еще в V веке до н.э. пришли к утверждению, что сущностью мира является Единое, абсолютно простое в смысле отсутствия каких-либо частей, но в слитном виде содержащее в себе все. Единое может развертываться во Многое, и если взять его полную развертку и охватить ее взором как объект, мы получим Другое Единое, эквивалентное ему по емкости, но не целостное, а, напротив, дробное, составляющее структуру…Нетрудно догадаться, что Единое стало прообразом христианского Бога-Отца, а Другое - прообразом Сына, или Бога-Слова, каковое наименование указывает на его структурированность, ибо слово всегда состоит из частей - букв и фонем».

Не приходит ли вам, дорогие православные читатели, при чтении этого абзаца (если вы его одолели) на ум фраза одного старца - по-моему, Нектария Оптинского: «Где просто - там ангелов со сто, а где мудрено - ни одного!» Получается, что эллинские мудрецы в неком безличном Целом осознали Божественную личность Бога-Отца (хотя разве можно в безличном увидеть личность?) и в таком же безличном Другом - Бога-Сына. А может то, что осознали древние философы, было вовсе не Богом, а его врагом? Раз оно -безличное начало, то каждый может вложить в него свой смысл…

А что же римляне, какую лепту они внесли в Богопознание? Неоценимую - они построили империю! Чем не вклад в постижение Божественной сущности? Вы думаете, я передергиваю смысл статьи? Нет, вот вам цитата в подтверждение: «…Октавиан Август был провозглашен императором, а через 27 лет после этого в Вифлееме родился Христос. Бог-Сын будто специально ждал, чтобы воплотиться для своей спасительной миссии срока, когда возникнет империя, и понятно почему: до этого у Него ничего не получилось бы».

Простите меня, дорогие мои читатели, что «загружаю» вас этим богохульством. Но как пройти мимо таких слов: у Бога ничего не получилось бы, если бы Октавиан Август не стал императором! Отчего так происходит: мы, грешные люди, - иногда даже очень хорошие - вдруг впадаем в богохульство? Вы,  дорогие читатели, мне ответите: оттого, что полагаемся только на свой ум и не сверяем его с Божественным Писанием. А Враг - он рядом… Вот и результат.

Мы-то с вами, православные, знаем, что единственным источником любой информации о нашем истинном Боге является Библия. Собственно, все, что написано в этой Книге, это - слова Божии. Бог говорит с нами через эту великую Книгу, а люди, которые записали эти Божии Слова - только посредники между нами, современными людьми, и Богом. И роль этих посредников нельзя преуменьшать или не замечать - она для нас спасительная. Ибо если нет Библии, включающей в себя и Ветхий Завет, и Евангелие, и Послания Апостолова, и Апокалипсис, то для нас с вами нет спасения.

Вспомните недавние времена, лет 20 назад… Была ли у вас Библия? Верили ли вы тогда в Бога? Знали ли вы Его без Библии? А если не знали, могли ли вы рассчитывать на спасение, на жизнь вечную? Ведь почему мы верим во Христа? Потому что боимся и не хотим смерти. Хотим жизни вечной. Пусть она невозможна в теле - до второго пришествия, - но она возможна для наших душ! И ее, эту вожделенную нами жизнь вечную, дает нам Христос, Сын Божий. Нам надо постараться, нам надо сильно потрудиться, чтобы ее заслужить, ибо, как известно из Евангелия, - которое является частью Библии, - «Царство Божие силою берется и всякий  употребляющий усилие восхищает его».

Дионисий Ареопагит возражает…

Разве сравнится какое-либо греческое философское учение, порожденное человеческим мозгом, с Божественной истиной? Если вы считаете, что эти понятия сопоставимы, то непонятно, почему Дионисий Ареопагит после апостольской проповеди отряхнул от себя, как прах, все эти философские мудрствования, и стал христианином? Как же могли неискусные в философской риторике, не  учившиеся в античных академиях, необразованные, с точки зрения античных греков или римлянин, иудеи - апостолы - убедить античного академика стать христианином?

Если предполагать, что античная философия внесла вклад в познание истинного Бога, то тогда не Дионисий Ареопагит должен был отправиться в паломничество, чтобы посмотреть на Марию, мать распятого Иисуса, а она должна была бы отправиться к нему в Грецию! Прости меня, Царица Небесная, Усердная Заступница рода христианского, что я вынуждена писать такие слова!
Но это он поехал к Ней. И не был посрамлен в своих упованиях, ибо увидел мать истинного Бога и ни на секунду не усомнился в этом! И почувствовал всем своим существом - и душей, и умом, и всей крепостью своей, - что именно здесь находится Божественная истина  -  с ними, а именно:

  1. с Матерью Божией, которая с трех лет воспитывалась в Храме и, кроме Священного Писания и Закона Божиего, из «наук» ничего не знала,
  2. с апостолами, просвещение которых совершили не античные философы, а Дух Святой,
  3. со Христом, наконец, в которого уверовал как в истинного Бога, как в Сына Божиего, как во вторую ипостась Пресвятой Троицы.

И ему никогда не приходило в голову утверждать (во всяком случае, нет каких-либо письменных или устных свидетельств об этом), что греческая философия помогла людям додуматься до идеи Три-ипостасного Бога.

Этот уникальный случай обращения известного античного философа в христианство только в очередной раз доказывает, что античная философия не имела никакого отношения к вере в истинного Бога. Как сказал апостол Павел, «для римлян мы - безумие, для иудеев - соблазн». Под римлянами в данном случае, подразумевается весь античный греко-римский мир. Как только Павел начинал проповедовать в греческих городах - среди образованнейшего населения - Воскресение Христово, они сразу же теряли всякий интерес к проповеди и расходились. «Услышав о воскресении мертвых, одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время». («Деяния Апостолов»,17,32).

Так глубоко сидел в них рационализм, что они не могли подняться ментально над своей физической сущностью и воспарить к Богу. Не могли потому, что вся античная философия, с точки зрения христиан, - и нам это объясняет апостол Павел, нужно только читать его - учения, вдохновленные врагом Божиим. Так же как плеяда, на первый взгляд, прекрасных античных богов и богинь, дошедшая до нас в мифах и скульптурах, суть капище идолов поганых. Специально не беру в кавычки это выражение, чтобы вы не подумали, что я иронизирую по поводу этого выражения.

Я его полностью разделяю. Как разделяю точку зрения Мережковского, что выкопанные в век Возрождения из земли скульптуры этих богов и рукописи философов выплеснули с мир новый поток энергии врага Божиего, воплотившейся в философском учении «гуманизм». Но это - тема другого, отдельного сочинения.

Замечу лишь: на все воля Божия, если Бог попустил это Вражие вторжение, значит, оно служит нашему благу. Поэтому его можно и нужно знать. Поэтому можно и нужно изучать античную историю с философией, ходить в музеи и рассматривать всех этих Венер и Апполонов… Специально говорю это для того, чтобы не получить клеймо «активной защитницы невежества».

А сейчас давайте зададимся вопросом: почему же современный философ, православный, смею думать, человек, которого от Дионисия Ареопагита отделяют не только века, но тысячи страниц поучений Святых Отцов христианской церкви (объяснивших нам что к чему - Дионисий такого дара не имел), вдруг делает выбор, противоположный выбору Дионисия?

Дети за отцов не отвечают, а праотцы - за потомков?..

Вот здесь мы снова натыкаемся на проблему, связанную с «защитой» Авраама, Исаака и Иакова. Позволю себе еще процитировать В.Н.Тростникова. Он пишет: «Евреи, первыми открывшие Бога-Отца, воспринимали его как «Бога Израилева» или «Бога Авраама, Исаака и Якова», отзвук чего до сих пор сохранился в наших церковных молитвах, а Христос пришел, чтобы обратиться ко всему человечеству, поэтому такое местническое понимание правильной веры надо было преодолеть, заменив национальную психологию интернациональной».

Здесь все вызывает возражение: и смысл, и дух, и слова… Прежде всего режет глаз и ухо слово «интернациональный». Вы помните, откуда пришло в человеческую культуру слово «Интернационал»? Да-да, это порождение Маркса-Энгельса-Ленина, тех персоналий (не хочу называть их людьми), которые не просто не имели веры в Бога, но испытывали личную ненависть к Богу и ко Христу. И применять в данном случае слово «интернациональный» дико по форме, и совсем не верно по существу. 

Христос не раз говорит нам в Евангелии, что Он пришел, чтобы, прежде всего, спасти погибающий дом Израилев. Помните, когда женщина Хананеянка умоляет Его исцелить ее бесноватую дочь, кричит об этом так, что сопровождающие Христа апостолы просят: отпусти ее, то есть исцели ее дочь, он им отвечает:  «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева». А ей, той женщине, он говорит: «Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам». И только по великому ее смирению и вере - «Но и псы едят крохи, падающие со стола», отвечает она Ему, - он исцеляет ее дочь.

Его цель при жизни была спасти Богоизбранный народ. И только потом, когда все те, которых Он исцелял, спасал, вдохновлял проповедью, все израильтяне и иудеи - за небольшим исключением апостолов и жен-мироносиц - предали его на позорную смерть, и Он умер и воскрес, и по Его обетованию Святой Дух почил на апостолах, только тогда началась - и продолжается до сих пор -проповедь Евангелия среди всех народов.

Но еще при земной жизни Он предсказывал: «Многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном» и даже говорил о «лоне Авраамовом». Заметьте, мы с вами, если сподобимся такого великого счастья, возляжем на лоне Авраамовом, если он - Авраам - захочет терпеть нас грешных, его обижающих, на своем лоне. А как еще - если не как обиду, - по-вашему, воспринимать слова: «Евреи, первыми открывшие Бога-Отца, воспринимали его как… «Бога Авраама, Исаака и Якова», отзвук чего до сих пор сохранился в наших церковных молитвах».

Да не «отзвук» это, а полноценная молитва православных людей к своим святым, к своим Праотцам, ибо Авраам и Исаак, и Иаков, и Иосиф, и Моисей-Боговидец - все они наши святые, подчеркиваю слово наши, ибо они живы - помните в Евангелии слова «у Бога все живы», - они имеют свои обители на небе и слышат наши грешные молитвы. Вы знаете, что в нашем православном календаре есть Неделя Святых Праотцев? Это их праздник, а празднуем мы, молимся им, просим их молитв за нас ко Господу. Они такие же «полноценные» (прости, Господи, меня за это слово) святые, как Серафим Саровский, Сергий Радонежский, Александр Невский.

И даже еще более «полноценные» (прости, Господи!), чем наши, чисто русские,  святые, поскольку Сам Бог-Отец сказал Аврааму: «Благословляющих тебя благословлю и проклинающих тебя прокляну». Памятуя эти слова, я стараюсь не осуждать даже людей, никакого отношения к Аврааму не имеющих, но которые просто носят фамилии типа Абрамов или Абрамович. А Вы - не боитесь, что и вправду проклянет? Зря… Страх Божий - начало премудрости.

Да, мы - дети века скептицизма и опоры только на свой собственный ум, в большинстве своем не знаем, как трепетать перед Господом. Мы пропускаем мимо ушей Его слова, небрежно скользим глазами по страницам Библии, если удосуживаемся взять ее в руки, не исполняем Его заповедей. И всякий раз получаем по делам, а потом удивляемся: как, такая образованная страна, больше половины населения с высшим образованием, а если начнем делать какую-нибудь перестройку, то обязательно нас ждет провал. Почему мы всегда полунищие, почему шайка продажных предателей легко обводит нас вокруг пальца, почему честным не доверяем, а лжецам верим, почему все время в рабстве? Риторические вопросы…

Бремя Богоизбранности

Понятно, что идеи, высказанные в упоминаемой статье,  имеют в качестве основы больной и острый для России еврейский вопрос. Слишком сложными, жестокими и кровавыми были отношения между двумя нашими народами в течение 20 века. Да и сейчас нельзя сказать, что все  хорошо. Особенно в свете последних провокаций «интернационалистов» из прессы и Госдумы, пытающихся запретить нам думать по-русски.

И все же попытки политизировать христианство, попытки очистить - в отместку за разгул русофобской прессы - нашу веру от «еврейского элемента», сделать ее чисто русской - смешны и грешны. Хочется напомнить, что Дева Мария была из рода Давидова, и Христос, ею рожденный тоже. Апостолы - все евреи, за исключением апостола Луки.

Да и какая разница, кто по национальности были наши святые, если мы их действительно любим? Любовь, которую заповедал нам Христос, уничтожает все, как принято говорить сейчас, «межэтнические» барьеры. И потом: если мы христиане, мы должны иметь смирение. Мы должны не только уважать выбор Божий, мы должны  трепетать от радости совершенства такого выбора.

И в самом деле, жил-был человек по имени Авраам (тогда он был еще просто Аврамом) и была у него семья, и жена Сарра (тогда еще Сара). Жили они в очень цивилизованном городе Уре Халдейском, где - как считают археологи - были канализация и водопровод (около 4000 лет назад!). И вот его выбрал Бог и повелел ему уйти с семьей в неведомые края, стать, по сути, кочевником, пасти стада. И Авраам тогда послушал Бога,  как всегда и во всем всегда слушал Его, и ушел со всей своей семьей в неизвестность. Это было очень непросто  - полностью отрешиться от городской жизни, от благ цивилизации, скитаться, не имея ни дома, ни своей земли.

Но с ним всегда был Бог. И именно Аврааму Бог впервые явился в виде трех лиц, с которыми Авраам разговаривал, как с одним человеком. И наверное это был единственный раз в истории человечества, за исключением разве посещения Александра Свирского, когда Бог зримо явил человеку Свою сущность Троицы.
Из всего многочисленного рода людского Бог выбрал одного-единственного человека, уже преклонного возраста, для того чтобы произвести от него Божий народ. Каким святым должен был быть этот человек! Да, постичь мы это нашим грешным умом не можем… Но уважать-то выбор Божий можем! Ведь Бог - это Совершенство во всем и Он лучше нас знает, кто есть кто. Давайте любить Авраама, потому что его возлюбил Бог. И его потомство - Исаака и Иакова, от которого произошли 12 сыновей, которые стали «коленами Израилевыми».

Нам не познать их достоинств, которые стали столь дороги и любезны истинному Богу, что он все время вел их по жизненному пути. Библия скупыми мазками, очень фактологично, описывает нам их жизнь. Она не дает им оценок. Но мы-то должны понимать, что если на них пал выбор Бога, то эти люди - необыкновенные, совершенные Божии избранники.

И оттого, что с течением времени потомки этих необыкновенных людей - израильтяне и иудеи - стали обыкновенными людьми, которые ошибаются, грешат, ропщут на Бога, предают Бога, поклоняются другим богам - ну как мы с вами, - от этого слава Авраама и его прямых потомков ни сколько не блекнет, не омрачается. Разве можно обвинять Серафима Саровского в том, что в его родной стране России спустя почти два века после его смерти произошла страшная революция с массовыми истреблениями верующих людей? Никому не придет это в голову. Так почему же Авраам, Исаак и Иаков должны нести ответственность за ошибки их потомков через добрую тысячу лет?

Они остаются нашими Праотцами. Да-да, нашими, родными, потому что русский народ, это - тоже Богоизбранный народ. Вектор Богоизбранности переместился на север. Богоизбранный народ - это один единый народ, хотя этнически - в современном смысле - он может быть очень разнообразным. И немка Елизавета Феодоровна, и вепс Александр Свирский, и русский Сергий Радонежский, все они - единый Божий народ. Мы все в Боге - родные. А отверженные от Бога - чужие.

А то, что Россия - избранная Богом страна, это совершенно очевидно. Скажите, какая еще страна могла бы после полного искоренения христианства, после разрушения практически всех церквей, после уничтожения икон, святых книг, обрядов, после истребления священнослужителей, после изгнания и убиения верующих, после систематической промывки мозгов всего общества, и особенно - молодежи, в духе атеизма - какая еще страна - с нуля(!) - могла так быстро возродиться в христианстве? Как только перестали запрещать веру в Бога и карать за это - сразу зазвучали церковные колокола, и народ пошел в храмы.

Если Бог попустил совершиться уничтожению христианства в нашей стране, то Он знал, что только здесь может произойти Воскресение веры Христовой. Никакая другая страна, никакой другой народ не выдержали бы такого испытания - Он им такого испытания и не дал. Он знал, что Россия христианская непреложно возродится в новых поколениях - не в нас еще, а в детях, посмотрите, какие необыкновенные дети встречаются сейчас на службах в наших церквях!  Он знал, что народ русский вернется к истинному Богу.

Как говорили наши старцы, Бог сверх силы страданий не дает. Каждый получает по мере своей крепости: слабому - удел полегче, сильному - жребий потяжелее. Ну а богатырю духа отводится героическая роль. Это как с Иовом Многострадальным - Бог знал, что тот вынесет все испытания, все страдания и не предаст Его. Потому и попустил свершиться тому, что описано в Книге Иова. Иов в итоге оказался победителем, не отрекся от Бога и тем самым посрамил лукавого, который считал, что только выгода, только материальные блага держат Иова возле Бога. По себе судил. И ошибся. Слабый человек, тлен и прах, оказался выше Ангела, некогда называемого Денницей, но сверженного с небес за гордыню, за бунт против Бога.

Богоизбранность народа - это не награда, это - тяжелейший жребий, это - ответственность, которую очень трудно нести и еще труднее - правильно пронести сквозь века.

Евреи - иудеи и израильтяне - ко времени воплощения Христа, говоря словами Евангелия, оставили Заповедь Божию и держались уже предания человеческого, потому Бога своего не признали, отреклись от Него и распяли Его. Но разве это отступление от Богоизбранности уменьшает роль всех предыдущих поколений верных Богу людей из среды Израилевой?  Ведь это они переписывали - для нас с вами, в конечном итоге - километры свитков Священного писания. Переписывали без помарок и описок, со всем рвением и священным трепетом, которые нам недоступны. А все святые и пророки Богоизбранного народа - разве не для нас они озвучивали волю Божию? Так можем ли мы бросить в них камень нашей неблагодарности?

Разве мы сами - русские люди - без греха? Разве мы всем народом не отреклись от Бога в годы Советской власти? Да и сейчас - разве мы по-настоящему веруем в Бога? И оправдают ли нас тысяча новых святых мучеников и исповедников российских, канонизированных в 2000 году?..

Давайте всегда помнить слова апостола Павла, сказанные римлянам, у которых, похоже, были аналогичные проблемы с евреями. «Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви. Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, то не превозносись над ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, а корень тебя… Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся. Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли тебя… Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их.»

Бог не менял своих обетований. Во всяком случае, у православных нет такой информации. По-прежнему, гора Его обитания - это Сион (независимо от происков всех тех, кто узурпирует это слово), священный город - это Иерусалим, Царство Небесное - это новый Иерусалим… «Светися, светися, новый Иерусалиме! Слава бо Господня на тебе воссия», - поем мы в молитвах во время Богослужений. И Христос сказал, что пришел, чтобы не нарушить, но исполнить Закон и Пророки... Так давайте и мы с вами не будем поддаваться сиюминутной политической конъюнктуре в вопросах веры и вечности!

Никто из апостолов не страдал от иудеев больше, чем иудей Павел, апостол язычников, но именно он написал слова, которые подсказывают нам, как себя вести, чтобы спастись: «ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников…» Он как бы говорит: Бог попридержал свой избранный народ, чтобы дать возможность другим народам, бывшим язычникам - нам с вами, - войти Царство Небесное. Так, дерзнем же, родные…

Н.Н.Сафронова

 

 

 

А еще у нас так много интересного:

- чудо исцеления после таинства соборования

- православная проза, которая омывает душу слезами покаяния

- хочешь быть богатым? Так стань им! По методу священника Мэрфи.

- смелый отзыв на статью: отвечает ли святой Авраам за Абрамовича?

- потрясающая притча об Аврааме! Читать Обязательно!

- элитарное православие - это хорошо? а бабье благочестие - это плохо?

- святой, который помогает от безденежья

- о чем ангелы говорят с людьми, как ангелы помогают людям,

- тексты молитв Отче наш, Святому Духу, Ангелу хранителю, Николаю чудотворцу

- настоящие чудотворные иконы Пресвятой Богородицы

- чудесное (!!!) освящение иконы Архангела Гавриила

- кому молиться, если сын пьет, если надо продать квартиру, если сильно болеешь...

- обновление икон, источение мирра, прибавление святой воды по молитвам - в обычной московской квартире!

Читайте и наслаждайтесь - пусть Ваша душа радуется и очищается.

  SpyLOG     Rambler's Top100    

 

©new-icon.org.ru, 2006-2017 г.
Благотворительный отдел Группы компаний "АртСтрой". Все права защищены.